Канат полимерный для грузоподъемных механизмов

Канатные изделия для грузоподъемных механизмов отличаются большим разнообразием. Развитие химической промышленности в 1960–1970-е годы привело к появлению канатов из новых материалов-полимеров – полипропилена, полиэфира, полиамида и полиамидных волокон (например, капрона). Широкий спектр предложений на рынке позволяет купить канат любого диаметра из любого материала по доступной цене.

Области применения

Грузоподъемные механизмы – это обширная группа устройств, используемых для подъема и перемещения грузов и пассажиров. Она включает грузоподъемные краны, пассажирские и грузовые лифты, тяговые лебедки, подъемно-транспортные машины и другие механизмы.

Рабочая температура полимерных канатов находится в диапазоне от -70 до +140 °C, что позволяет использовать их как в помещениях, так и на открытом воздухе.

Основные характеристики и условия эксплуатации полимерных канатов

Главная характеристика каната – разрывная нагрузка, измеряемая в килограммах. Она зависит от его диаметра и материала. ГОСТ 30055-93 для канатов тросовой свивки устанавливает следующие соотношения:

  • полиамидные – 8–96 мм, 161–345 кг;
  • полиамидные термофиксированные – 8–64 мм, 161–345 кг;
  • полипропиленовые – 8–64 мм, 70–130 кг;
  • полиэфирные – 8–29 мм, 136–252 кг.

Эта группа включает в себя трехпрядные, четырехпрядные и шестипрядные крученые канаты.

Для плетеных восьмипрядных канатов предусмотрены следующие нормативы:

  • полиамидные – 48–104 мм,161–345 кг;
  • полипропиленовые – 56–104 мм, 66–126,5 кг;
  • полиамид-полипроленовые – 56–72 мм, 130 кг.

Рекомендуется не допускать нагрузку, превышающую 2/3 от разрывной, и использовать цельные канаты: прочность плетеных изделий в узлах снижается примерно на 50%.

Указанные нормативы предусмотрены для изделий группы А. Они соответствуют требованиям международных стандартов. Для отдельных канатов предусмотрена уменьшенная разрывная нагрузка. В зависимости от допустимости этого показателя они делятся на следующие группы:

  • Б – на 15% ниже уровня группы А;
  • В – на 16–25% ниже уровня группы А;
  • Г – на 26% и более ниже уровня группы А.

Группа и соответствие ГОСТ являются неотъемлемой частью маркировки каната.

Специальных требований к эксплуатации полимерных канатов не установлено. Исключение составляют полиамидные термофиксированные канаты со светозащитной окраской. Их рекомендуется применять при интенсивном солнечном излучении. Также стоит помнить, что при намокании на 15–20% уменьшается допустимая нагрузка на полипропиленовые и полиэтиленовые канаты.

Один раз в год необходимо проводить испытания на разрывную нагрузку. По их результатам принимается решение о допуске к последующей эксплуатации.

Преимущества полимерных канатов для грузоподъемных механизмов

Полимерные канаты в большей степени защищены от воздействия внешней среды и наносят меньший ущерб при контакте с блоками машин. Следствием этого являются повышение ресурса работы каната и грузоподъемного механизма в целом. При соблюдении условий хранения и эксплуатации они способны прослужить свыше 20 лет.

Возможность различного цветового исполнения оболочки также позволяет использовать их как элемент декоративного оформления.

Проблемы в использовании

Эффективно использовать полимерные канаты можно только при соблюдении технологии их изготовления и эксплуатации, своевременном восстановлении и замене пришедших в негодность.

Полимеры – очень требовательные материалы. Нарушение технологии их производства приводит к недостаточному затвердеванию, попаданию в смесь воздуха, воды, растворителей и других веществ, изменению фактуры и структуры покрытия.

Следствием этого являются снижение эксплуатационных характеристик. Такой трос быстро приходит в негодность, что ставит под угрозу безопасность работы с ним.

Использование для грузоподъемных механизмов полимерных канатов имеет существенные преимущества по сравнению с обычными стальными тросами. Однако нарушение технологии их создания может привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо всегда проверять соответствие заявленных поставщиком характеристик фактическим показателям опытной эксплуатации.

Заказать