Шифер для крыши

Шифер для крыши: мифы и истина

Что это: профнастил или ондулин, гадает прохожий, остановившись перед домом с красивой волнистой крышей яркого цвета. И ошибается в обоих предположениях, не узнав в современном кровельном покрытии старый добрый шифер. Этот материал по-прежнему широко и эффективно используется в строительных работах, на практике доказывая несостоятельность многочисленных мифов, которые сложены вокруг него.

МИФ 1. Шифер для крыши применим исключительно при строительстве помещений бытового и хозяйственного назначения.

Основанием для таких разговоров стал малопривлекательный серый цвет традиционного шифера, явно проигрывающий в сравнении с яркими глянцевыми покрытиями нового поколения. 

Однако современные производители позаботились о том, чтобы придать безликим асбоцементным листам эстетичный вид. Для этого используются специальные краски водно-дисперсионного типа с пигментом зелёного, синего, коричневого и красного оттенков. Их нанесение может осуществляться:

  • в условиях предприятия;
  • на месте, причём красить можно даже давно эксплуатируемую кровлю.

Благодаря цветному покрытию шифер для крыши приобретает не только внешнюю привлекательность, но и повышенную гидрофобность, что делает его ещё более устойчивым к атмосферным воздействиям.

МИФ 2. Шифер для крыши опасен, так как асбест является источником канцерогенных веществ, вызывающих серьёзные заболевания.

Такое было бы возможно при использовании амфиболового асбеста. Однако в нашей стране в производстве асбестоцементных изделий с незапамятных времён применяли менее опасный хризотил-асбест. 

А слухи о концерогенности возникли с появлением на строительном рынке других кровельных покрытий, которым шифер для крыши составляет очень серьёзную конкуренцию. Ещё бы, ведь он обладает целым рядом достоинств, которые многим и не снились, начиная от низкой теплопроводности и заканчивая высокими шумопоглощающими свойствами.

Кстати, его производство тоже не стоит на месте. Шиферные изделия нового поколения создают без участия асбеста, а на основе портландцемента с добавлением армированных волокон полиакрила и целлюлозы. Такой материал устойчив к температурным перепадам, исключает возгорание и без серьёзного ремонта служит более полувека.

МИФ 3. Шифер для крыши недолговечен, так как из-за смещений и повреждений отдельных листов кровля начинает течь.

Это так, поскольку ни один кровельный материал долго не прослужит, если монтаж произведён с ошибками, или кровля получила «пробоину». Однако шиферная крыша в отличие от многих допускает ремонт, после которого и следа не остаётся от недавних трещин в течение 8-10 лет. 

Если шифер лопнул, и появилось отверстие, его закрывают заплаткой, в качестве которой выступают разные материалы. 

Вариант А. С демонтажем листа

Асбестовая паста – это смесь порошкового асбеста, воды и дисперсионного поливинилацетатного клея, взятых в пропорции 3:1:1. 

  • Повреждённое место промывают и обезжиривают бензином. Если отверстие глубокое, его предварительно законопачивают волокнистым материалом, пропитанным гидрофобным составом. 
  • Закрывают трещину серпянкой – лентой из стекловолокна, которая должна быть длиннее «раны» на 5 см.
  • Асбестоцементный состав наносят равномерными последовательными слоями, чтобы их общая толщина составляла не менее 2 мм.
  • После высыхания полученный шов обрабатывают наждачной бумагой.
  • Демонтированный лист возвращают на место, а заплатку маскируют под тон крыши с помощью краски.

 Алюминиевая фольга, хотя бы предназначенная для кулинарных изделий.

  • Из фольги вырезают заплатку по размеру трещины и закругляют углы, чтобы не загибались.
  • Лист снимают с крыши и с изнаночной стороны приклеивают к нему заплатку, смазанную универсальным клеем. Соединение получается достаточно прочным, чтобы защищать кровлю от доступа воды.
  • Если трещина проходит по месту крепежа, сначала фольгой заделывают её, а отверстие под крепежный элемент просверливают в другой части листа.

Вариант В. Без демонтажа листа

Паста из силикона – средство, обладающее хорошей адгезией к асбоцементному покрытию. 

  • Повреждённый участок очищают от пыли и обезжиривают.
  • В щель равномерным слоем засыпают асбестовую крошку.
  • Заливают пастой из силикона и дают ей схватиться.
  • Закрашивают под цвет крыши.

Монтажная пена, которая отлично себя зарекомендовала при ремонте шифера.

  • Внутрь обезжиренной трещины задувают пену.
  • После высыхания обрезают по бокам излишки пены
  • Накладывают сверху слой герметика. 

МИФ 4. Шифер для крыши не обладает достаточной прочностью и жёсткостью.

Так было когда-то, а сегодня наличие волн высотой 4-5,4 см, расположенных на расстоянии 15-20 см друг от друга, говорит о достаточном уровне жёсткости.

Повышенную прочность также обеспечивают:

  • толщина листа – 5,2-5,8 мм;
  • металлические прокладки в профилях;
  • волокна асбеста, расположенные в портландцементе в виде сетки и дополнительно армирующие материал. 

 МИФ 5. Шифер для крыши сложен в плане монтажа, так как лишён преимуществ, имеющихся у более современных кровельных материалов.

Возможно, так было в прошлом веке, потому что сейчас не надо подбирать листы вручную, чтобы волны совпали. 

Профили обладают повышенной точностью, которую им обеспечивают металлические прокладки. Более того, крайние отличаются меньшим размером, что облегчает монтаж и увеличивает полезную площадь каждого листа. А она бывает:

  • 1,28×0,68 м – обыкновенный тип шифера;
  • 2,3х2,8 м – усиленный;
  • 1,75×1,125 м – унифицированный.

Последний считается универсальным, так как позволяет покрывать большую площадь крыши меньшим количеством листов. Это сокращает не только трудоёмкость монтажных работ, но и число стыков и, соответственно, риск потенциальных протечек.

Монтаж кровли

Укладывают шифер преимущественно на крышу с углом ската 25-45 градусов. Основанием служит обрешётка из брусков с квадратным сечением и шагом от 50 до 80 см в зависимости от размеров листа. Между ним и обрешёткой размещают слой рубероида или пергамина.

Листы можно резать прямо на месте, не опасаясь потери эксплуатационных характеристик. Укладку осуществляют справа налево и снизу вверх. Между собой листы соединяют внахлёст: 

  • в одну волну – для крыш с крутыми скатами;
  • в две – с пологими. 

При наличии зазоров величиной в 7 мм и более их заделывают герметиком. Закрепляют листы с помощью обычных гвоздей или шурупов, но обязательно – с резиновой прокладкой.

Созданию единой конструкции способствуют доборные элементы из того же материала, например, коньковая, лотковая или равнобокая угловая.

МИФ 6. Кровельный материал, известный как ацеид – это тот же плоский шифер для крыши, но другими словами.

Основанием для идентичности послужило наличие в составе ацеида асбеста и цемента, но только армированных волокнами хризолита. Отсюда и название, ведь аббревиатура расшифровывается как Асбесто-Цементная Электро-техническая и дугостойкая Доска.

Это и определяет сферу его эксплуатации. Он незаменим там, где необходима защита от высокого электронапряжения, например, в качестве ограждения электрощитовых. Шифер же используют для покрытия крыш, причём крыш любой модификации и уровня сложности. Для этого у него есть все основания, что бы там ни говорили.

Заказать