Проволока для вязки

Проволока для вязки арматурных каркасов

Проволока во всем мире является весьма востребованным материалом, встретить который можно повсеместно, начиная от линий электропередач и гвоздей, и заканчивая «начинкой» сложнейшего оборудования. В каждом случае к ней предъявляются особые требования. Проволока для вязки - не исключение. Если не знать характерных особенностей ее производства и применения, то можно наломать таких дров!

«Какая еще вязальная проволока? Это вчерашний день», - продвинутый читатель, вероятно, возмутится и напомнит, что мы живем в XXI веке, когда к нашим услугам масса инновационных материалов и технологий». Разумеется, альтернатива проволоке есть, когда нужно «сшить» между собой «корзины» для габионов или прикрепить к столбам стальную сетку для ограждений. Можно найти ей замену и при увязке строительных материалов, и при фиксации плетей вьющихся растений к шпалере.

Но что касается вязки металлического каркаса, армирующего фундамент, ничего лучше вязальной проволоки человечество пока не придумало.

Казалось бы, в чем проблема? Вязочный материал нужен лишь для того, чтобы при заливке бетоном пространственная конструкция из горизонтальных и вертикальных стержней не развалилась и сохранила заданную форму.

Альтернативные варианты

Вариант 1. Почему бы не прибегнуть к помощи сварочного аппарата?

Сварные швы гораздо надежнее проволочных соединений и прибегнуть к ним можно, но только в исключительных случаях. Причин тому несколько.

1. Не все марки арматурной стали предназначены для сварки. При нагрузке арматура может дать трещину, так как в процессе нагревания утратила в месте шва заданную прочность.

2. Арматура в результате непрофессиональной сварки способна истончиться и лопнуть при подвижках грунта. Они случаются в межсезонье или в сейсмически опасных районах

3. Сварные швы не переносят вибрацию. А этого при заливке бетона и его уплотнении вибратором не избежать.

4. Справедливости ради отметим, что сварные соединения в арматурной конструкции могут быть. Но только выполненные при определенных условиях:

  • с помощью контактной сварки, которая не позволит пережечь толщину прутков;
  • исключительно для нескольких вертикальных элементов.

Рабочие «плети» и основная доля распределяющих нагрузку линий и точек их пересечения должны быть зафиксированы проволокой.

Вариант 2. А почему нельзя для сборки арматурного каркаса использовать столь популярные сейчас нейлоновые или полиамидные хомуты?

Они и дешевле, и монтировать их не в пример быстрее и удобнее. Использовать хомуты-стяжки можно, если не брать в расчет настораживающие моменты.

1. Вопреки заявкам производителей о широком диапазоне рабочих температур - от -40 до +85 градусов, вязка арматуры хомутами во время зимних месяцев затруднительна. От мороза они становятся хрупкими и легко лопаются.

2. Коэффициент термического расширения пластика значительно отличается от коэффициента температурного расширения бетона. Это может привести к образованию в местах крепления микротрещин со всеми вытекающими для фундамента последствиями.

3. Хомут не обвивает арматурные элементы достаточно плотно, из-за чего каркас плохо выдерживает динамические нагрузки. Он может не выдержать, если на него наступят во время заливки бетона или заденут вибрационным оборудованием, уплотняющим раствор.

4. Пластик не обладает достаточной прочностью, поэтому каждое место пересечения арматуры надо фиксировать двумя хомутами, уложенными крест-накрест. Повышенное количество креплений увеличивает трудозатраты и стоимость материала.

5. Скорость монтажа хомутов резко падает, если осуществлять его в перчатках. А без них можно в кровь стереть руки.

6. Много времени отнимает обрезка «хвостов». Если же их оставить, то при изменении температуры или механических нагрузках между пластиком и бетоном может образоваться канал. Влага и кислород получат доступ к металлу и спровоцируют его разрушение.

Однако полностью отрицать полезность хомутов не стоит. Их очень часто используют:

  • в качестве черновой стяжки для придания каркасу формы, а потом дублируют проволокой;
  • в неответственных местах конструкции, тогда как все ключевые узлы фиксируют проволочной вязкой;
  • на участках, к которым не подобраться с проволокой.

Как видите, проволока для вязки арматуры не имеет равных и идеально подходит для данной роли. Она относится к огромной группе проволочных изделий, известных как "проволока торговая, общего назначения, обычного качества".

Все они созданы из низкоуглеродистой стали, в составе которой количество углерода не превышает 25 процентов. Однако далеко не все способны быть достаточно гибкими и пластичными, чтобы их можно было складывать пополам и скручивать один конец вокруг другого.

Секрет пластичности

Сколько раз приходилось слышать сетования людей на плохое качество вязальной проволоки, которая вместо того, чтобы гнуться, ломается. А все потому, что вместо проволоки вязальной человеку вручили либо проволоку, не обработанную термически, либо обработанную, но не тем способом.

Необработанная проволока для вязки арматуры категорически не подходит. Не пройдя сквозь огонь и воды, она сохраняет природную жесткость и при попытке ее деформировать, остается непоколебимой или же ломается.

Закаленная проволока тоже не годится для креплений. После того как в процессе производства ее быстро нагрели до температуры более 800 градусов и так же поспешно охладили, сталь приобрела повышенную твердость, но стала хрупкой.

Отожженная проволока - это то, что надо для армирования фундамента. Название свидетельствует о том, что изделие подвергли термической обработке в виде отжига: нагревали в специальных печах, выдерживали при температуре нагрева в течение заданного времени и медленно охлаждали.

Именно отжиг делает проволоку вязальной, поскольку способствует:

  • устранению хрупкости;
  • повышению вязкости;
  • снятию внутренних напряжений, возникших в металле после формирования формы изделия;
  • снижению способности к образованию трещин при последующей обработке.

Без термообработки проволока для вязки арматуры может служить для чего угодно, но только не для вязки арматуры. И никакие подсказки домашних мастеров, например, прогреть не отожженное изделие паяльной лампой или подержать его в костре, ситуацию не спасут.

Советы бывалых

1. Поскольку миссия, возложенная на вязальную проволоку, велика и ответственна, приобретать ее следует только у проверенных поставщиков. Они могут предъявить документальное подтверждение всем методам обработки, которым подвергалась продукция. Компания «МетПромИнтекс» реализует проволоку для вязки арматуры:

  • отожженную - черного цвета с окалиной;
  • светлую - с нанесенным поверх антикоррозийным цинковым покрытием, которое предотвращает ржавление металла и повышает технические характеристики изделия.

2. Диаметр вязальной проволоки для арматурных каркасов специалисты рекомендуют выбирать в зависимости от сложности узла и толщины арматурных стержней. Благо выбирать есть из чего:

  • изделия без покрытия выпускаются диаметром от 0,16 до 10 мм;
  • с цинковым покрытием - от 0,2 до 6 мм.

Однако самой ходовой считается проволока для вязки диаметром 1,2 мм. Более тонкая не гарантирует надежности и рвется, толстая же при сгибании требует много усилий. Изделия толщиной 1,2-1,4 мм являются достаточно мягкими и податливыми, но при этом обладают отличными механическими свойствами:

  • временное сопротивление разрыву - 30-50 кгс/кв.мм;
  • относительное удлинение - 15 процентов.

Причем у оцинкованной проволоки аналогичного диаметра прочность выше - 35-55 кгс/кв.мм, а удлинение составляет 12 мм.

3. Вязку арматурного каркаса производят отрезками длиной 25-30 см. И надо таких не один десяток, ведь конструкции делают 2-3-ярусными, а вертикальные перемычки устанавливают через каждый метр.

Ускорить процесс нарезки заготовок помогут маленькие хитрости. Если проволока приобретена в виде мотка массой 60-80 кг, его просто разрезают болгаркой пополам. А чтобы не распадался, предварительно перевязывают справа и слева от места разреза той же проволокой. Если же вязальный материал в бухтах весом 300-700 кг с рядной намоткой, действуют иначе. Отматывают длинный кусок, складывают его в несколько раз, соблюдая длину 30-35 см, а потом опять же болгаркой срезают места сгиба.

4. Для крепления узлов в арматурной конструкции проволочную заготовку сгибают пополам и помещают под место пересечения стержней. Вдев петлю в специальный крючок для вязки арматуры, концы проволоки оборачивают по диагонали крестовины. После этого их также заводят в крюк и проворачивают от 3 до 5 раз, что вполне достаточно для создания полноценного соединения.

Работа пойдет быстрее, если воспользоваться предназначенным для арматурной вязки пистолетом. При его отсутствии не составит труда сделать аналогичный инструмент своими руками. Он состоит из шуруповерта, в отверстие которого вставлен загнутый гвоздь или электрод, а еще лучше - хозяйственный крючок, предназначенный для крепления бельевой веревки.
 

Заказать