Авиационные канаты
Стальной нержавеющий канат за счет высоких прочностных характеристик получил применение в проектировании систем управления самолетов и вертолетов военного, пассажирского, грузового назначения.
Основные характеристики для этого типа канатов регламентированы государственным стандартом 2172-80. К ним относятся: материал изготовления, шаг свивки, тип конструкции, длина, уровень качества, параметры плетения и крепления проволок и другие.
Для целей применения в системах управления авиатранспортом тросы производят правой двойной свивки с линейным касанием проволок. Канат представляет собой металлический сердечник со свитыми вокруг него шестью прядями.
Рекомендуемый шаг для наружной свивки не должен превышать 11 расчетных диаметров и 6.5 условных диаметров.
Производят два типа конструкции:
- ЛК-О 6 × 7(1 + 6) + 1 × 7(1 + 6), с диаметром сечения от 1.6 до 2.5 мм;
- ТК 6 × 19(1 + 6 + 12) + 1 × 19(1 + 6 + 12), с диаметром сечения от 3.2 до 9.5 мм.
При производстве канатов применяют единую маркировочную группу проволоки следующих видов:
- из углеродистой стали марки В, оцинкованную, с защитным покрытием группы С или Ж, в соответствии с государственным стандартом 7372-79;
- высоколегированной стали, устойчивой к коррозии, марок 12Х18Н9Т, 12Х18Н10Т, в соответствии с государственным стандартом 5632-72.
По длине тросы бывают:
- из углеродистой стали – 300 и более метров;
- из высоколегированной стали – от 25 м.
Канат стальной авиационный гост 2172 80
Применение
Главная сфера применения тросов по ГОСТ 2172-80 – это системы управления летательных аппаратов разных классов и грузоподъемности. А именно:
- в проводке;
- командных рычагах;
- гидроусилителях;
- органах управления.
Тросы используют как связующее звено между рычагами, расположенными в кабине (управление двигателем, реверсом, остановка двигателей) с топливным насосом-регулятором двигателя, который обеспечивает автоподачу необходимого количества топлива в камеру сгорания, тем самым поддерживает заданный режим на всех скоростях и высотах полета.
В мягкой и смешанной проводке канаты осуществляют связь между командными рычагами, рулями и гидроусилителями рулей самолета.
В руле направления тросы выполняют следующие задачи:
- соединяют колеса управления триммером руля направления с самим триммером;
- передают управляющий сигнал от узла педалей управления рулем направления к самому рулю;
- соединяют проводкой органы управления, расположенные на носовом шпангоуте кабины.
Плюсы и минусы
При использовании канатов в системах управления выделяют такие преимущества:
- небольшой вес;
- компактность расположения;
- удобство монтажа в безопасных местах.
А к недостаткам относят:
- повышенный коэффициент трения в местах перегиба;
- вытягивание троса;
- эффект «пружины» при большой длине троса;
- зависимость жесткости от температуры окружающей среды;
К этим изделиям предъявляются повышенные требования на соответствие стандартам производства.