Стрелочные переводы
Стрелочный перевод (СП) — это устройство для соединения железнодорожных путей в местах пересечения рельсов. Оно предназначено для изменения направления следования подвижного состава. В основу механизма входят — крестовина, стрелка, контррельсы, остряки (подвижные участки рельсов), соединительные тяги. СП оснащены специальными переводящими устройствами. Они гарантируют безопасную смену направления движения поезда, и обеспечивают требуемое количество пространства для прохождения гребня колеса.
Виды и характеристики
Все стрелочные переводы можно подразделяются на 4 вида:
- Одиночные — соединяют 2 пути в один. Бывают обыкновенные (лево- и правосторонние), симметричные и криволинейные СП. Они различаются в зависимости от типа рельсов (Р50, Р65 и т.д) и марки крестовины, характеризующей ее угол (например, 1/11, 1/9, 1/18 и т.д).
- Двойные — соединяют 3 пути в один (или разъединяют 1 путь на три). Бывают разносторонние и односторонние. Двойные СП сложны по конструкции, производству и эксплуатации, но менее надежны, чем одиночные.
- Перекрестные — устанавливаются в месте пересечения 2-х путей и способствуют переводу составов с одной колеи на другую в любом направлении. Они состоят из 2-х тупых и 2-х острых крестовин с контррельсами, 4-х пар остряков, соединительных рельсов и переводных брусьев. Основные недостатки перекрестных СП — сложность конструкции и необходимость скоростных ограничений при проезде по ним.
- Глухие. Служат устройствами для взаимного пересечения 2-х железнодорожных путей различной ширины в одной плоскости. Различают прямоугольные, косоугольные и кривые глухие СП.
Существует несколько основных параметров для классификации стрелочных переводов, которые используют на ЖД. К самым распространенным из них относятся:
- марка крестовины — обозначается дробным показателем, который определяет соотношение ширины к длине сердечника;
- тип используемых рельсов;
- класс (для магистральных линий, станционных путей, высоких скоростей);
- конструкция управления — с ручным или электрическим приводом.
Стрелочные переводы должны иметь свои неповторяющиеся номера. Нумерация выполняется нечетными арабскими цифрами и начинается с первой входной стрелки со стороны станции.
Применение
Одиночный стрелочный перевод используют при отклонении бокового пути от основного прямолинейного. Такой вид оборудования, как правило, укладывают на главных и приемо-отправочных колеях. Оно получило самое широкое распространение в сети железных дорог (93% от общей численности СП на путях разных категорий).
Двойной стрелочный перевод устанавливают на узлах и железнодорожных станциях, где необходимо обеспечить разветвление на несколько направлений. В такой конструкции две колеи могут быть по разные стороны от главного пути (симметричный) или по одну сторону с ним (несимметричный).
Перекрестные и глухие СП выгодно устанавливать в стесненных условиях, в частности на пассажирских станциях или при вводе путей в производственные здания и крупные складские помещения.