Цепь грузовая
Цепи представляют собой гибкие конструкции, которые состоят из отдельных соединенных последовательно металлических звеньев. Они являются очень востребованными на рынке приспособлений, предназначенных для подъема груза, благодаря их исключительным качествам и широкому спектру применения.
Цепь грузоподъемная
Стальные грузоподъемные цепи широко используются в разных сферах деятельности, так как способны создать надежное и прочное крепление габаритного и тяжелого груза. Они нашли свое применение в различных областях промышленности (пищевая, деревозаготавливающая, бумажно-целлюлозная, сельско-хозяйственная, машиностроение, авиастроение, горнодобывающая и др.) и строительства.
Они могут использоваться:
- для страповки и подъема грузов;
- для перемещения тяжелых грузов на дальние расстояния на конвейерных механизмах;
- в устройстве лифтов и иных подобных подъемных конструкциях;
- в качестве инструментов для передачи тяги в различных приводных механизмах, станках и т. п.
- в якорных устройствах кораблей, судов и иных плавучих средств;
- для изготовления цепных растяжек и стропов;
- для подвешивания, фиксации и удержания весового груза и др.
Виды стальных цепей
Стальные изделия, используемые для работы с грузами, можно классифицировать по различным критериям.
- По назначению выделяют изделия: грузоподъемные, якорные, тяговые, общего назначения, транспорентные. От вида цепи по назначению зависят требования к ее характеристикам и изготовлению, которые регулируются различными ГОСТами.
- По материалу: из углеродистой стали или легированной (повышенная прочность и антикоррозийность).
- По типу покрытия: оцинкованная (защищена от коррозии) или без покрытия.
- По конструкции звеньев: круглозвенная, пластинчатая, приводная (роликовая, катковая, втулочная).
- По размеру звеньев:
- длиннозвенные – более подвижны, легко укорачиваются или удлиняются, но не рассчитаны на большие нагрузки;
- круглозвенные – прочные, износостойкие, с большим разрывным усилием.
- По типу изготовления:
- калиброванные – в процессе производства имеют более жесткий допуск (отклонение размеров не более 3 %), могут быть использованы в работе с зубчатыми барабанами или со звездочкой;
- некалиброванные – допускается отклонение размеров до 10 %, предназначены для работы только с гладкими блоками и барабанами.
- По способу изготовления: сварная или литая.
Основные характеристики
В соответствии с руководящими документами в качестве грузовых цепей используют сварные круглозвенные изделия, потому что именно такие цепи способны выносить большие нагрузки, связанные с подъемом и перемещением габарита.
Технические требования к таким приспособлениям устанавливаются ГОСТ EN 818-3-2011 и ГОСТ 30188-97.
Согласно указанным стандартам особое внимание при производстве цепи уделяется:
- шагу – размер длины звена;
- калибру – диаметр стального прутка.
Эти параметры находятся в прямой зависимости: чем больше калибр, тем больше должен быть шаг изделия, а чем больше эти показатели, тем больше грузоподъемность изделия.
Также при покупке стальной цепи важно обратить внимание на общую длину товара (как правило, цепи продаются в мотке от 10 до 200 м).
Достоинства и недостатки стальных цепей для подъема груза
Металлические цепи обладают следующими положительными качествами:
- устойчивость к агрессивным условиям окружающей среды;
- высокая гибкость и подвижность во всех направлениях благодаря звеньям;
- возможность использования в среде высоких температур и даже в открытом огне;
- большая грузоподъемность;
- прочность;
- долговечность (срок службы изделий исчисляется десятками лет);
- ремонтопригодность (если звенья вышли из строя, их легко можно заменить на аналогичные).
При этом стальные цепи имеют и ряд несущественных недостатков:
- большой вес цепи в сравнении с текстильными или канатными приспособлениями для подъема груза;
- сложность выявления повреждений: обрыв цепи часто происходит не вследствие перегруза, а из-за усталости металла, которая появляется в процессе эксплуатации (появляются микротрещины и внутренние повреждения, которые невозможно выявить при визуальном осмотре, из-за чего и предупредить обрыв сложно).