Изолирующий стык рельсов
Железнодорожные пути состоят из множества отдельных элементов, образующих после монтажа единую прочную систему, обеспечивающую безопасную эксплуатацию подвижного состава. Ее необходимыми компонентами являются рельсовые соединения, в которых важное значение имеют стыковые детали – подкладки, накладки и прокладки.
Рельсовые скрепления
Подкладка – это металлическая прямоугольная пластина, устанавливаемая в рельсовых скреплениях, между рельсом и шпалой.
Характеристики подкладки:
- материал изготовления: углеродистая сталь;
- маркировка: КД65, КД50, Д65, ДН6-65, Д50, Д43, Д33, Д24, Д18 (для деревянных шпал и брусьев на линиях с наклоном), ДН (для кривых участков), КБ65, КБ50 (для железобетонных опор), СК50, СК65, СД50, СД65 (для деревянных шпал и брусьев в конструкциях без наклона линий), ЖБРМ (для нераздельного скрепления);
- обработка: термическая, без обработки;
- вид (назначение): для раздельного, промежуточного и нераздельного скрепления;
- длина: 364-370 мм;
- ширина: 138-165 мм.
Накладка – это литая стальная пластина, один из элементов стыкового комплекта, выполняющий функцию соединения участков рельсов между собой.
Характеристики накладки:
- материал изготовления: углеродистая сталь;
- маркировка: 1р-65, 2р-65, 1р-50, 2р-50, 1р-Р43, 2р-43, Р33, Р24, Р18;
- вид: двухголовая, изолирующая (с полимерным покрытием), переходная;
- длина: 364-1000 мм;
- ширина: 64-150 мм.
Прокладка – это амортизирующий элемент рельсового скрепления, выполненный из пластичного материала.
Характеристики прокладки:
- материал изготовления: полимерные составы, резиновые смеси, композиты;
- вид: нашпальная, подрельсовая;
- назначение: для железобетонного основания, для деревянных шпал и брусьев;
- исполнение: Д (долговечное), ДД (долговечное для деревянных шпал и брусьев), ПД (повышенно-долговечное);
- длина: 165-384 мм;
- ширина: 47-145 мм.
Элементы рельсовых соединений имеют общие преимущества:
- совместимость с разными типами направляющих и опор;
- надежность;
- большой запас прочности;
- широкий выбор типоразмеров;
- способность выдерживать длительные нагрузки;
- устойчивость к температурным колебаниям.
Применение
В зависимости от своих особенностей комплектующие рельсовых скреплений применяются:
- подкладки – для обеспечения надежного соединения рельсов и шпал при их эксплуатации на железнодорожных путях общего и специального назначения и предотвращения их взаимного перемещения, наклона путевых линий под заданным углом при необходимости; оказания помощи в равномерном распределении давления веса подвижного состава на шпалу;
- накладки – для обустройства прочных стыковых соединений рельсов одинаковых или разных типов между собой, совмещения путевых пролетов при достраивании или реставрации железных дорог; скрепления направляющих при установке промышленных узкоколейных коммуникаций; организации участков с полной электроизоляцией;
- прокладки – для предохранения конструкций рельсов от износа и увеличения их срока службы; снижения динамических нагрузок на железнодорожные коммуникации, ослабления колебаний, подавления шума, повышения комфортности проезда.
Для эффективного устройства рельсовых путей применяют подкладки, накладки и прокладки, обеспечивающие качественные скрепления направляющих и основы, от прочности и надежности которых во многом зависит безопасность пассажиров и сохранность транспортируемых грузов. Выбор скрепляющих элементов и их цена при покупке зависят от типовых особенностей рельсов, для которых они предназначены.