Шпалы для железнодорожного полотна

Шпалами называют опоры для рельсов железнодорожных путей. Производятся они виде железобетонных или деревянных брусьев. Задачи изделий — обеспечение связи между рельсовыми нитями и восприятие под поездной нагрузкой боковых, продольных и вертикальных усилий от рельсов и стрелочных переводов. В соответствие с этим, к шпалам предъявляются определенные требования — прочность, упругость, сопротивляемость перемещениям и механическому износу, долгий срок службы.

Основные характеристики

Шпалы для железнодорожного полотна — важнейшие детали обустройства пути. От их качественных характеристик зависит устойчивость и безопасность магистрали. В РФ чаще всего используются следующие виды опор:

  • Железобетонные шпалы. В зависимости от назначения, изделия выпускаются согласно ГОСТ 33320-2015, 54747-2011, 10629-88. Материалом для производства служит предварительно напряженный железобетон. В его составе — бетон с прочностью на сжатие В40 и морозостойкостью F200 или F300, а также высокопрочная проволока периодического профиля класса ВР диаметром 3 мм. Технология изготовления ж/б шпал: в специальную форму укладывают арматуру, которой придается натяжение в 180 атмосфер. Затем ее заполняют бетоном и уплотняют вибрацией. Стандартные размеры изделий: длина — 2.7 м, ширина — 300 мм, высота — 230 мм, масса — около 270 кг. К достоинствам железобетонных шпал относятся долговечность, высокая устойчивость к агрессивным средам и механическим нагрузкам, стойкость к процессам гниения, морозостойкость. Минусы — большая электропроводность, тяжелый вес, необходимость использования при монтаже упругих прокладок.
  • Деревянные шпалы. Изделия выпускаются согласно ГОСТ 78-2004 и 58615-2019. Шпалы производят из березы, липы, дуба, ясеня, ели, кедра, пихты, бука и сосны. Стандартная длина изделий — 2.75 м. Для особо грузонапряженных зон поставляют шпалы 2.8 м, а для участков с совмещенными путями различной ширины колеи — 3 м. Различают пропитанные и непропитанные шпалы. К каждому из этих типов предоставляются индивидуальные требования. Главные преимущества деревянных шпал — простота изготовления и эксплуатации, хорошая упругость, высокое электрическое сопротивление, устойчивое сцепление с подложкой. Основные минусы — малый срок службы при высокой грузонапряженности и склонность к процессам гниения.

Применение

Железобетонные шпалы используются для строительства общей сети железных дорог с колеей 1520 метров. Эффективность применения изделий зависит от видов рельсовых креплений:

  • Ш1 — используются с рельсами типа Р75, Р65, Р50 при помощи раздельного сцепления с применением болтов путем закрепления прокладки на опоре.
  • Ш2 — для нераздельного соединения с использованием болтов путем закрепления к шпале и подкладки, и рельса.
  • Ш3 — предназначены для нераздельного скрепления с применением болтов способом прямого закрепления к опоре рельса.

Область применения деревянных шпал очень часто зависит от их размера. По этому параметру изделия разделяют на 3 типа:

  • первый — используют для укладки на основные железнодорожные пути;
  • второй — на пути станций или промышленных предприятий;
  • третий — на пути предприятий, которые являются мало деятельными.
Заказать