Рельсы
Одним из главных способов доставки разнообразных промышленных и бытовых грузов, а также перемещения пассажиропотоков до места назначения, является железнодорожное сообщение. Для создания железнодорожных транспортных путей используются различные виды рельсов и других комплектующих. Широко востребованы также трамвайные и крановые рельсовые сооружения.
Основные характеристики и свойства
Рельсы представляют собой прямые металлические балки, изготовленные из высококачественной стали методом горячего проката и предназначенные для прокладки рельсовых путей. Они направляют колеса движущегося транспорта (поезда, трамвая, крана) по установленным колеям.
Характеристики рельсов:
- железнодорожных:
- назначение: обычные (Р50, Р65, Р65К, Р75), узкоколейные (Р8, Р11, Р18, Р24), промышленные (РП50, РП60Е1, РП65, РП65К, РП75), контррельсовые (РК50, РК65, РК75), остряковые (ОР50, ОР65, ОР75);
- обработка: термоупрочненные (ДТ, ОТ), нетермоупрочненные (Н);
- высота: 152-192 мм, 65-108 мм (Р8-Р24), 112-152 мм (ОР);
- длина: 12.5-100 м; 3-8 м (Р8-Р24), 6.5–17 м (ОР);
- ширина подошвы: 132-150 мм, 54-92 мм (Р8-Р24), 70-193 мм (РК).
- трамвайных:
- назначение: для прямых участков (РТ58, РТ6ОЕ), для кривых и мостовых (РТ62, РТ62Е);
- обработка: термоупрочненные (Т), нетермоупрочненные (НТ);
- высота: 180-180.8 мм;
- длина: 12.5-25 м;
- ширина: подошвы: 150-180 мм;
- глубина желоба: 40.8-41 мм.
- крановых:
- тип: КР70, КР80, КР100, КР120, КР140;
- высота: 120-170 мм;
- длина: 4-12 м;
- ширина подошвы: 120-170 мм.
Все типы рельсов обладают следующими свойствами:
- высокая плотность, твердость и однородность структуры материала;
- повышенная износостойкость;
- увеличение плавности и устойчивости движения транспорта;
- обеспечение хорошего контакта с колесами;
- долговечность.
Трамвайные рельсы отличаются высокой ценой и наличием дополнительного элемента – специального желоба, предназначенного для выступа вагонного колеса, который позволяет трамваю проходить повороты небольшого радиуса и предотвращать разрушение дорожного покрытия.
Главное отличие крановых рельсов заключается в наличии усиленной и расширенной конструкции основания для выдерживания мощных нагрузок.
Использование рельсов осуществляется в комплексе с другими компонентами, предназначенными для обустройства путей:
- шпалами – изделиями, компенсирующими рельсовую нагрузку, перераспределяя и уменьшая ее;
- крепежными деталями (гайками, скобами, перемычками, болтами) для соединения частей путевых конструкций;
- переездами – специализированными участками, оборудованными светофорами и сигнальными системами для обеспечения безопасности движения.
Сферы применения
Рельсы, в зависимости от своего вида и назначения, применяются:
- железнодорожные – для обустройства путей общего, специального и промышленного использования, передвижения производственного транспорта по узкоколейным дорогам и оборудования стрелочных переводов;
- трамвайные – в качестве основы для передвижения городских трамваев по заданным маршрутам, устройства путей на автомобильных переездах и участках с расположением железных дорог на одном уровне с дорожным покрытием, укладки полотен в депо и ремонтных мастерских;
- крановые – как составная часть оборудования грузоподъемных кранов, обеспечивающего их работу на производственных предприятиях, складах и сортировочных платформах, и для перемещения поворотных, вращающихся и передвижных конструкций.
Рельсы широко применяются для сооружения транспортных путей различного назначения, в зависимости от которого они имеют различия в характеристиках и ценах. При выборе и покупке рельсов и сопутствующих изделий следует учитывать эти факторы.