Швеллер для откатных ворот

Швеллер для откатных ворот: выбор изделия и способы использования

Швеллер для откатных ворот

«По дому и ворота», - эта народная мудрость не потеряла актуальности и в XXI веке. Современным домам, оборудованным различными электронными устройствами и автоматикой, ворота подбирают соответствующие: достаточно нажать на кнопку пульта, чтобы створка отъехала сама по себе. Но что стоит за этой видимой легкостью? И какую роль в откатной системе играет швеллер?

Принцип работы

В большинстве случаев откатные ворота отличаются от традиционных распашных моделей единственной створкой. Чтобы обеспечить свободный проезд автомобиля, длина ее должна составлять 4-6 м. Понятно, что такие размеры не позволяют открывать ее ни внутрь двора, ни наружу. Единственный вариант – направить ворота в сторону, параллельно забору. 

Их движение происходит либо по вмонтированному в грунт рельсу за счет колесиков, прикрепленных к нижнему краю ворот.

Швеллер для откатных ворот 2

Либо с помощью роликов, которые встраивают в консоль. Так называют горизонтальную несущую балку, вдоль которой и происходит скольжение створки вперед-назад, из-за чего сами ворота именуют консольными. Балка может быть прикреплена:

  • посередине полотна,
  • в его верхней части, из-за чего оно находится в подвешенном состоянии;
  • в нижней части.

Вариант с рельсом является наиболее простым, но мало приспособленным к условиям российской зимы с ее обильными снегопадами и оттепелью. А вот консольный тип весьма распространен. Особенно с нижним и средним прилеганием несущей балки, поскольку над проемом нет перекладины, ограничивающей въезд массивного транспорта. 

Открываются и закрываются ворота автоматически. В комплект автоматики входит зубчатая рейка, которую прикрепляют к полотну ворот. Сдвигает ее с места привод, цепляющийся свой шестерней, а ограничивают ход два концевика, установленные на рейке. Такие ворота способны работать в любых климатических условиях, годами не требуя ремонта. Разве что стирающиеся ролики приходится периодически заменять.

Швеллер для откатных ворот 3

Группа поддержки

В это трудно поверить, ведь перекос, казалось бы, неизбежен. Конструкция находится в 10-20 см от земли и не имеет на нее видимой опоры. Казалось бы, она должна деформироваться под тяжестью собственного веса. Причем немаленького, учитывая, что масса обшитого профнастилом металлического каркаса длиной 4 м составляет около 200 кг, плюс еще 60-90 кг стальной фурнитуры.

Однако этого не происходит, поскольку за пределами проема, куда створка отъезжает при открытии, у нее имеется основательная поддержка. Ее осуществляют противовес в виде массивной треугольной рамы, два основательно забетонированных опорных столба, специальный фундамент.

Швеллер для откатных ворот 4

Фундамент не только принимает на себя значительную часть массы откатных ворот, но и помогает сохранять параллельность между нижней кромкой створки и грунтом. Поэтому к его созданию подходят со всей серьезностью и делают в первую очередь. 

При проектировании фундамента надо учитывать степень предполагаемой нагрузки и тип почвы.

Из винтовых свай большого заглубления его создают в исключительных случаях, когда земля на участке болотистая и пучнистая, или грунтовые воды стоят близко к поверхности.

Каркасно-монолитным фундамент делают в большинстве случаев, так как пожвижки грунта обычно носят сезонный характер.

Размеры каркасно-монолитного фундамента: 

  • длина - 0,5 от длины проема; 
  • ширина - 0,4-0,5 м;
  • глубина - на 15-20 см ниже уровня промерзания почвы.

Фундамент обязательно армируют объемным каркасом из рифленых прутьев диаметром 10-12 мм. В качестве монтажной арматуры для перпендикулярной перевязки используют гладкую арматуру меньшего диаметра. Точки пересечения стержней закрепляют мягкой вязальной проволокой.

В зависимости от нагрузки каркас вяжут в виде:

  •  параллелепипеда для особо массивных ворот;
  •  буквы «П» с вертикальными стенками из 4 арматурных прутьев и спинкой тоже из 4 стержней, но расположенных по отношению к ним горизонтально.

В обоих случаях венчает конструкцию стальной П-образный профиль, который должен накрыть ее, словно крышей. Он выступает в качестве закладной, к которой впоследствии будут монтироваться элементы роликового механизма. При свайном фундаменте данный профиль также необходим, чтобы соединить между собой сваи.

Швеллер для откатных ворот 5

Неповторимый швеллер

П-образное сечение имеет единственное в мире изделие металлопроката - это швеллер. Его форма, представляющая собой боковые стенки и широкую полочку, как никакая другая соответствует назначению. Более того, угловые ребра значительно повышают жесткость и прочность профиля, так как центр тяжести перемещается именно на них.

Швеллер для откатных ворот нужно брать только тот, что получен методом горячей прокатки.

Швеллер для откатных ворот 6

В результате термической обработки изделия получаются с более толстыми стенками, а сталь, из которой их производят, изменяет свои качества. Горячекатаный швеллер отличается от гнутого тем, что он:

  • тверже;
  • обладает лучшей свариваемостью;
  • меньше подвергается коррозии.

Оптимальный швеллер для откатных ворот имеет высоту стенок 16, 18 или 20 мм. Это самые востребованные фасонные изделия, сочетающие высокие качественные характеристики с простотой монтажа и малым весом. К примеру, масса швеллеров 18У и 18П (буквы указывают на уклонное или параллельное положение стенок по отношению друг к другу) составляет всего 16,3 кг.

Устройство фундамента

Существует несколько технологий, но мы рассмотрим самую простую, в которой не требуется несъемная опалубка, а корпус швеллера не помешает процессу бетонирования. Первым делом наносят разметку для будущего фундамента, размещая его вдоль той стороны забора, куда будут откатываться ворота, и копают траншею глубиной 1-1,5 м. Если фундамент П-образный, среднюю часть заглубляют всего на 40-50 см.

Швеллер для откатных ворот 7

  1.  Арматурный каркас устанавливают в траншею. Накрывают швеллером, вплотную прижимают его к стенке забора и по уровню выравнивают так, чтобы продольная ось была параллельна траектории движения ворот. Зафиксировав положение арматурного каркаса в траншее, швеллер снимают.
  2. На дно траншеи засыпают мелкий щебень и песок слоями по 10 см. Заливают смесью из цемента, песка и щебенки, взятых в равных количествах. При заливке раствор регулярно прокалывают арматурой, чтобы исключить образование воздушных полостей. Когда траншея будет полностью заполнена, ее накрывают пленкой и оставляют бетон затвердевать.
  3. По истечении 1-2 недель на концы выглядывающего из бетона каркаса вновь надевают швеллер для откатных ворот. Проверяют точность его расположения и фиксируют, приварив по периметру к прутьям.
  4. Устанавливают вокруг траншеи опалубку. Монтируют электропривод и упаковывают все провода в гофру. Пучок проводов должны выходить на 5-7 см выше швеллера. Заливают цементно-песчаный раствор до высоты швеллера, стараясь добиться того, чтобы его спинка стала поверхностью бетонной конструкции, получившейся после снятия досок.
  5. После полного высыхания бетона к швеллеру прикрепляют каретки, как называют роликовые опоры. Они должны находиться на максимальном расстоянии друг от друга, на одной прямой с опорным столбом и обязательно горизонтально. Под каретки желательно предусмотреть регулируемые прокладки и болты, позволяющие изменять высоту и устранять возможные перекосы. 
  6. Осталось установить ворота и подключить автоматику к сети.

Швеллер для откатных ворот 8

Швеллер для откатных ворот 9

К слову сказать, швеллер для откатных ворот нужен не только в качестве закладной.

  • При создании рельсовой системы ролики устанавливают внутрь П-образной заготовки, которую затем приваривают к нижней планке ворот. Такая установка обеспечит колесикам минимальное загрязнение и длительный срок эксплуатации.
  • При обшивке ворот швеллером накрывают створку, уже полностью покрытую профлистом. Это придаст ей законченный вид и исключит попадание воды.
     
Заказать