Водопропускные трубы
Это неотъемлемая часть современной инфраструктуры, обеспечивающая беспрепятственный отвод воды из дождей, паводков или других источников. Эти конструкции используются как в дорожном строительстве, так и в благоустройстве территорий, предотвращая размывы грунта, повреждение дорожного полотна и другие неприятные последствия.
Основные функции
-
Отвод воды: главная задача — направить водный поток под дорогой или иной конструкцией, не нарушая их целостности.
-
Защита сооружений: предотвращают размыв дорожного полотна, мостов или насыпей.
-
Увеличение срока службы объектов: грамотное использование водопропускных систем продлевает срок эксплуатации дорог, мостов и зданий.
Характеристики и виды
Существует несколько видов, различающихся по материалам, форме и назначению:
-
Бетонные трубы
Надежные и долговечные, подходят для участков с высокой нагрузкой. Идеальны для автомагистралей и крупных инфраструктурных проектов. -
Металлические гофрированные трубы
Легкие в установке, обладают высокой устойчивостью к нагрузкам и механическим повреждениям. Прекрасно подходят для временных дорог или мест с переменной нагрузкой. -
Пластиковые трубы
Отличаются легкостью и простотой монтажа. Устойчивы к коррозии и химическим воздействиям, что делает их идеальным выбором для экологически чувствительных зон.
Преимущества современных
-
Высокая пропускная способность.
-
Долговечность и устойчивость к внешним воздействиям.
-
Простота установки и минимальные затраты на обслуживание.
-
Широкий выбор материалов для любых условий эксплуатации.
Где использовать
-
Дорожное строительство.
-
Промышленные и жилые территории.
-
Сельское хозяйство.
-
Благоустройство парков и ландшафтных зон.
Монтаж: этапы и особенности
Правильная установка играет ключевую роль в их эффективности и долговечности. Вот основные этапы монтажа:
1. Подготовка участка
Перед началом монтажа необходимо:
-
Провести геодезическую съемку для определения оптимального места установки.
-
Удалить слой растительности и грунта на месте будущей укладки.
-
Подготовить траншею с учетом размеров и уклона для стока воды.
2. Устройство основания
Основание — это фундамент надежной работы.
-
Для пластиковых и металлических труб применяется песчано-гравийная подушка.
-
Для бетонных труб основание может быть выполнено из утрамбованного щебня или бетонной плиты в зависимости от предполагаемой нагрузки.
3. Укладка
-
Установите на подготовленное основание, соблюдая уклон для естественного стока воды.
-
Проверьте правильность установки с помощью нивелира или лазерного уровня.
4. Обратная засыпка
-
Засыпьте сначала мелкозернистым грунтом или песком для предотвращения повреждений.
-
Затем выполните послойную засыпку траншеи основным грунтом с тщательным уплотнением каждого слоя.
5. Устройство защитных элементов
-
На входе и выходе трубы часто устанавливаются укрепляющие конструкции (бетонные или металлические оголовки), предотвращающие эрозию и размыв грунта.
6. Тестирование системы
После завершения монтажа проводится проверка системы на герметичность и правильность отвода воды. Это позволяет выявить и устранить возможные недочеты до ввода в эксплуатацию.
Преимущества правильного монтажа
-
Долговечность и надежность конструкции.
-
Отсутствие проблем с водоотводом даже при сильных осадках.
-
Минимальные затраты на обслуживание.
Водопропускные трубы или как провести воду под дорогой
Наличие дренажных канав по периметру участков или вдоль поселковой улицы неизменно ставит перед владельцами частных домов вопрос «Как проложить дорогу к воротам, не нарушив при этом движения грунтовых вод?» Проблему решают водопропускные трубы, уложенные под дорожным покрытием.
Однако далеко не всякая труба способна выдержать вес легкового автомобиля, не говоря уже о машинах, груженных стройматериалами. И совсем не каждое дорожное покрытие способно долго сохранять целостность, учитывая, что под ним течет вода, разрушающая основание. Поэтому подход к укладке водопропускных труб должен быть основательным. Ошибки при выборе материала и проведении монтажных работ в лучшем случае приведут к их заиливанию и сокращению потока, а в худшем - к подмыванию дорожного полотна, что чревато аварийными ситуациями.
В общих чертах данная инженерная конструкция представляет собой тоннель, который с обеих сторон заканчивается оголовками. Они обеспечивают контакт трубы с землей и предотвращают проникновение воды за пределы системы. Вход в “тоннель” закрыт решетками, не допускающими попадание внутрь мусора, который должен скапливаться в углублениях, выкопанных под входными отверстиями труб.
Водопропускные трубы
Они могут иметь круглое, квадратное и даже арочное сечение, поскольку укладывают их на твердое влагонепроницаемое основание. Главные требования к трубам - антикоррозийная стойкость и повышенная прочность.
Пластиковые трубы. Изготовленные из полиэтилена низкого давления, они не боятся ржавчины, спровоцированной контактом с водой, обладают приличным уровнем сопротивления наружному давлению и устойчивостью к воздействию низких температур.
В общем, использование ПНД-трубы в качестве водопропускной вполне обосновано. Но при условии, что она имеет надежную поддержку извне и помещена внутрь жесткого футляра в виде:
- стальной трубы большего диаметра;
- железобетонной оболочки, для изготовления которой пластиковое изделие армируют, обвязав стальными прутками толщиной 8-10 см, и заливают раствором бетона;
- короба, созданного на основе габионов – металлических сетчатых конструкций, заполненных камнями.
Металлические трубы. Обычно используют толстостенные изделия из высокопрочной углеродистой или легированной стали. В процессе их производства цилиндрические заготовки раскаляют до высокой температуры и прокалывают по центру, формируя отверстие заданной величины. Такие трубы устойчивы к воздействию коррозионных факторов и без труда выдерживают значительные механические нагрузки.
Гофрированные трубы. Это специально созданный для “тоннелей” вид металлопроката. Он обладает малым весом, но большой упругостью, которая вкупе с толстым слоем поверхностной засыпки помогает создавать надежные дорожные покрытия, эксплуатируемые даже в сейсмически опасных районах.
Материалом для производства служит оцинкованная рулонная сталь, дополнительно покрытая слоем коррозионной изоляции в виде цинка и полимера или сплава алюминия и цинка.
Отличительная особенность изделий заключается в их ручной сборке из нескольких отдельных элементов:
- металлических гофрированных листов изогнутой формы (МГС) с заранее просверленными отверстиями для крепежных болтов;
- отрезков металлической гофрированной трубы (МГТ), снабженных замками-защелками.
Оголовки для трубы
Оголовки не являются обязательной частью водопропускной конструкции. Однако их наличие защищает почвенную насыпь от размывания и увеличивает срок службы дорожного полотна.
Существует несколько видов этого приспособления, венчающего конструкцию:
портальный - для труб диаметром не более 0,5-0,7 м, транспортирующих небольшие объемы воды;
- раструбный - для напорных и безнапорных труб, пропускающих значительные потоки, для защиты от которых снизу насыпь прикрыта портальной стенкой, а по бокам - открылками, расходящимися под углом 20-30 градусов;
- воротниковый - предназначен для использования в аналогичных условиях и представляет собой единую конструкцию в виде конуса, надеваемого на край трубы.
Монтаж водопропускной трубы
Бывает, что владельцы загородной недвижимости устраивают водопропускную систему, обходясь подручными материалами: первой попавшейся трубой и строительным мусором. Если для тропинки, ведущей к калитке, этого бывает достаточно, то для проезжей части такой подход недопустим. Монтаж конструкции надо проводить по правилам, учитывая все риски и обеспечивая возможность уборки.
- Канаву в месте прокладки трубы углубляют, после чего дно и стенки утрамбовывают и застилают геотекстилем высокой плотности.
- Поверх укладываю песчаную или песчано-гравийную “подушку” толщиной от 10 см. Ее задача - уберечь трубопровод от разрушения во время сезонного пучения грунта.
- В случае большого объема бегущей по канаве воды создают каменное “корыто”. Для этого дно и стенки канавы устилают габионными матами или бетонируют с помощью съемной опалубки и армирующей металлической сетки. Сделать жесткое основание можно и из блоков, уложенных в ряд и засыпанных песком, чтобы были заполнены щели и исправлены неровности.
- Трубу помещают на подготовленное ложе и заполняют пространство между ее стенками и основанием песчано-гравийной смесью с добавлением портландцемента. Сверху засыпают щебнем средней фракции. Делают это послойно, уплотняя его через каждые 10 см сильной струей воды.
- Вход и выход “тоннеля” снабжают оголовками. Для изготовления самого простого оголовка партерного типа под конец трубы помещают бетонную плиту. Ее нижняя часть должна быть заглублена в грунт на 1 м, а верхняя упираться в стенку изделия.
- Со стороны входного отверстия перед трубой копают водоприемный колодец для сбора мусора. Диаметр его составляет от 0,5 до 1,5 м, а глубина на 10-15 см ниже дна “корыта”.
Осталось закрыть трубу решетками из металлической сетки, укрепить берега канавы габионами или дерном и приступать к созданию дорожного полотна.